Электронные системы управления автомобиля

 

EDS
EBD
ESP
MSR
ASR
HDC
ABS
DME
PCM
и ДР
ECU(ЭБУ)
 

 

 

Английское слово "Tuning" означает "настройка", "регулировка", а чип-тюнинг двигателя реальный способ повысить мощность двигателя, крутящий момент, улучшить динамику автомобиля без каких либо механических переделок двигателя, лишь за счет изменения программных параметров электронного блока управления ЭБУ (англ. ECU - Engine Control Unit)

Электронный блок управления двигателем представляет собой микрокомпьютер, который обрабатывая сигналы со всевозможных датчиков и других электронных блоков, формирует команды управления на исполнительные устройства. В простейшем случае используются сигналы с расходомера воздуха, датчиков детонации, температуры и датчиков положения коленвала и распредвала. Полученные значения обрабатываются по программе хранящейся в блоке, и он же формирует команды на управление зажиганием и моментом и продолжительностью открытия форсунок. В более сложном случае блок управления двигателем может контролировать вентилятор охлаждения радиатора, управлять зарядкой аккумулятора и учитывать массу дополнительных параметров, получаемых от другого оборудования. Таким оборудованием может быть иммобилайзер, кондиционер, коробка переключения передач и т.п. Пока блок управления не получит разрешающего сигнала от иммобилайзера, он не позволит завести двигатель, а при нескольких неудачных попытках его завода может вообще заблокировать его на длительное время. При получении сигнала о включении кондиционера, говорящем о повышении нагрузки, блок управления заранее добавит двигателю топлива, чтобы не допустить падения оборотов и т.д. Именно комплектацией машины определяется совместимость программ, которые используются на одинаковых автомобилях, с одинаковыми двигателями и блоками управления.

Что же представляет собой программа для блока управления двигателем? Это такая же программа, как и все используемые в компьютерах. В подавляющем большинстве случаев хранится она в микросхеме ПЗУ (постоянное запоминающее устройство, чаще всего это флеш память). Реже бывает (в основном на японских блоках управления), когда она записывается непосредственно в процессор. Программа содержит области собственно программы и одну или несколько областей калибровок. Именно в этих областях и задается режим работы двигателя в зависимости от значений сигналов датчиков и внешних условий. В различных программах области калибровок могут быть организованы различным образом и представлять собой как двухмерные, так и многомерные таблицы значений.
Изменяя данные ПЗУ мы можем влиять на работу практически любого исполнительного устройства, из тех, которыми управляет ЭБУ. Для получения других мощностных характеристик мы можем изменить установку угла опережения зажигания, величину времени впрыска, отключить или изменить режим работы систем, контролирующих токсичность выхлопных газов, для двигателей с компрессором можно изменить величину давления наддува. Кроме того мы можем изменить обороты холостого хода, максимально разрешённые обороты двигателя и максимально допустимую скорость автомобиля (при её электронном ограничении).

Чип тюнинг дает прибавку мощности и крутящего момента двигателя. Величина этой прибавки зависит от типа и конструкции двигателя, режима его работы. После чип-тюнинга мощность обычно увеличивается от 5 до 25% при увеличении крутящего момента на 10 - 50%. Почему-то принято говорить только о величине прибавки мощности, хотя субъективно она ощущается значительно меньше прибавки крутящего момента.
 


Разница между мощностью двигателя и его крутящим моментом.

Мощность двигателя - это показатель количества работы, которую он может выполнить за единицу времени. Соответственно это величина, как правило, прямо и почти линейно зависящая от оборотов двигателя. Чем быстрее мы раскручиваем двигатель, тем больше мощности от него отбираем. Но возможности двигателя не беспредельны, тем более что на его максимальных оборотах значительно ухудшаются продувка и наполнение цилиндров топливовоздушной смесью и резко возрастает износ всех движущихся частей. Поэтому производители устанавливают ограничение, так называемую отсечку, на предельные обороты двигателя. Эта отсечка устанавливается в программе блока управления и при чип тюнинге может быть сдвинута в сторону более высоких оборотов либо убрана совсем. Соответственно показатель мощности при этом возрастет. Но почувствовать такую прибавку смогут лишь те, кто готов не жалея двигателя раскручивать его до предела. В повседневной езде гораздо более важным показателем является крутящий момент двигателя. Это то, что позволяет машине с самым простым дизельным двигателем стартовать не хуже, а порой даже лучше аналогичной машины с бензиновым двигателем мощностью в 1,5 - 2 раза большей. Двигатель с большим крутящим моментом гораздо "эластичней", что позволяет реже переключать передачи; ездить на машине с таким двигателем существенно приятней.

Как уже говорилось, мощность вырастает прежде всего за счет сдвига отсечки по максимальным оборотам двигателя. Величина этого сдвига определяется прежде всего способностью самого двигателя вращаться быстрее. Очевидно, что существует некоторый логичный предел скорости вращения. С крутящим моментом все обстоит несколько сложнее. В атмосферных двигателях крутящий момент увеличивают прежде всего за счет более точного управления зажиганием и впрыском. В расчет берутся два параметра - скорость горения топлива в камере сгорания и обороты двигателя. Задачей ставится обеспечить максимально позднее зажигание при условии полного сгорания топлива в цилиндре. При этом снижаются потери на сжатие поршнем уже сгоревшей смеси, снижается нагрузка на поршневую группу, повышается КПД двигателя. Следствие этого обычно проявляется в виде снижения расхода топлива при прежнем стиле езды. Да и для двигателя это может принести только пользу. У турбированных двигателей есть еще возможность управлять давлением наддува, что дает дополнительно ощутимую прибавку КПД при проведении чип тюинга.

Что такое чип-тюнинг?

Этот раздел сайта посвящен чип-тюнингу автомобилей. А именно, дана общая информация по этой теме...

Чип-тюнинг
 
 
 
 
 
 

Hosted by uCoz